Далеко не каждый ребенок подчиняется правилам, слушает запреты. И неважно, чьи это правила: воспитателя, учителя или родителей. И если основная масса детей на прогулке в детском саду играет, один ребенок может в это время планировать побег и со временем его осуществить. Ребенок может уйти из детского сада, школы, с детской площадки. И такие действия принесут не только тревогу и волнение родителям, они могут представлять реальную опасность для самого ребенка. Что же делать?
Причины
Почему у ребенка вообще возникает мысль куда-то уйти одному и при этом не предупредить старших?
Вот основные причины подобного поведения:
• конфликты — в саду, школе, с родителями, сверстниками, учителями, воспитателями;
• желание свободы — бунт против родительской опеки;
• этапы взросления — ребенок стремится познать что-то новое;
• скука — скучно сидеть одному дома, ушел к другу и забыл о времени и предупредить родителей;
• страх наказания — тут все просто: ребенок боится;
• простое любопытство;
• стресс после трагедии;
• избалованность — ребенок знает, что он может делать, что угодно. И за это его не накажут;
• психические заболевания;
• внутренние проблемы — скорее свойственны подросткам;
• детская наркомания;
• неблагополучная семья — постоянные ссоры, рукоприкладство, алкоголизм родителей вынуждает ребенка уйти;
• навязывание ребенку родительской точки зрения — ребенку не дают самому делать выбор.
А может быть и так, что у ребенка есть несколько причин уйти. Например, бунт против опеки, конфликт и внутренние проблемы. Или в одном случае может быть одна причина ухода, а в другом – другая. Например, сначала ребенок ушел из скуки, а в другой раз из-за конфликта.
Что делать родителям?
Как только родители узнали о побеге, необходимо быстро принять меры.
Итак, сначала надо вспомнить все, о чем говорил ребенок в последние дни или недели. Возможно, что-то натолкнет на важную мысль.
Далее обзвонить всех друзей и знакомых ребенка, поговорить с воспитателем или учителем, сообщить родителям друзей ребенка о происшествии и попросить предупредить, если ребенок появится у них.
Обязательно надо проверить вещи и одежду ребенка. Взяли ли он что-то с собой или все вещи на месте. Если все вещи на месте, то следует позвонить в скорую и полицию, возможно, они забирали с улицы ребенка определенного возраста.
Если нет результатов, значит, необходимо написать заявление в отделение полиции и подать в розыск. Следующий шаг – визит к инспектору по делам несовершеннолетних. Ему необходима фотография ребенка и максимально полная информация о нем.
При всех этих шагах не следует прекращать поиск у одноклассников, друзей и знакомых ребенка. Дети могут иногда скрывать информацию, если, например, пообещали другу не сообщать о нем родителям.
После того, как ребенок нашелся, нельзя кричать и применять физическую силу, наказывать, закрывать дома, демонстративно молчать. Если ребенок способен разговаривать и хочет это сделать, важно выслушать его. При этом не прерывать, не обвинять. Следует именно слушать все, что он говорит. А после важно успокоить ребенка, установить контакт, убедить, что компромисс обязательно будет найден. Если ребенок обвиняет родителей, следует признать свои ошибки и, конечно, в дальнейшем их исправить.
Если ребенок не хочет сейчас говорить, стоит окружить его заботой, но при этом не заставлять слушать обвинения и говорить. Пройдет некоторое время, он успокоится, и тогда можно аккуратно начинать беседу. После этого надо проанализировать ситуацию, узнать, почему произошел побег, и при этом заверить ребенка в своей любви, в своем желании меняться вместе.
Естественно, решать эту проблему нужно, исходя из ее причин. Например, стоит дать ребенку больше свободы, если родители слишком опекают чадо. Если ребенку скучно, чаще проводить время вместе, находить интересные дела и посещать любимые мероприятия. А любые конфликты (в школе, дома) надо решить.
Как избежать побегов?
Что делать, чтобы побегов не было?
Прежде всего, быть другом своему ребенку. Доверие, любовь – вот то, что всегда поможет избежать проблем. Ребенок должен знать, что всегда сможет поделиться тем, что его волнует.
Чрезмерная опека и вседозволенность – одинаково плохо. Надо искать золотую середину. У ребенка должно быть право выбора, личное пространство. Особенно у подростка. Но при этом он должен знать определенные границы.
Как только ребенок научится ходить, в нем надо воспитывать самостоятельность и ответственность. Иногда это бывает очень трудно, но об этом нельзя забывать. А еще важно поддерживать ребенка во всех начинаниях, позволять ему быть таким, какой он есть.
Вовремя следует отпускать ребенка во взрослую жизнь. Делать это медленно и постепенно, при этом он должен учиться совершать поступки и отвечать за них.
А еще постоянно надо беседовать, договариваться о регулярных звонках родителям, чтобы они не волновались о том, где находится ребенок. Для малышей стоит использовать часы или телефон с функцией слежения.
Если такой случай уже произошел однажды, надо принять все возможные меры, чтобы больше подобного не повторилось. И тут хороши все способы: и специальные часы, и беседы, и частое совместное веселое времяпрепровождение.
Источник: