Интересный рассказ путешественника от первого лица станет настоящей отдушиной для тех, кто приуныл к концу рабочей недели. Дмитрий Медведев поделился с редакцией впечатлениями и рассказал об особенностях Кабо-Верде.Данная статья предназначена для лиц старше 18 летА вам уже исполнилось 18?
Хочется посетить Африку, но Тунис и Египет — это банально и приелось? Не радует возможность умереть от страшной лихорадки, даже если её потом назовут в вашу честь? Нет желания стать жертвой носорога или безумного диктатора? Тогда Кабо-Верде — отличный вариант!
Хотя Кабо-Верде (прежнее название республики — Острова Зелёного Мыса) находится почти на экваторе, долететь туда из Европы не проблема. На основные туристические острова — Сал и Боа Вишту — летают и чартеры, и регулярные рейсы, в том числе из одного из крупнейших европейских хабов — Франкфурта-на-Майне.
Билет из Брюсселя по акции обошёлся мне всего в 70 евро (правда, в стоимости — только ручная кладь не больше 8 кг, а все услуги на борту оплачиваются дополнительно). Обратный путь до Кёльна мне обошёлся в 133 евро. Таким образом, если подсуетиться, то можно найти довольно дешёвые билеты. Впрочем, и обычные цены не слишком кусаются: на Кабо-Верде можно попасть за 300–400 евро в обе стороны.
No stress
Но зачем же терпеть самолётную еду ради далёких пустынных островов, где до прибытия потругальцев постоянно не жило ничего крупнее мухи?
Кабо-Верде — это острова, где можно и заняться хайкингом во влажных лесах Санто-Антао и подняться на вершину действующего вулкана Пико де Фого, и полежать на песчаных дюнах Боа Вишты, и увидеть лунные пейзажи и разноцветные скалы на Сан-Висенте. Впрочем, для любителей спокойного и уравновешенного отдыха «всё включено» Кабо-Верде предлагает много курортов и апарт-отелей высокого уровня на острове Сал.
Не каждая африканская страна может похвастаться политической и экономической стабильностью. Пусть государство стабильно не богатое, но в нём вас вряд ли застанет военный переворот, голодный бунт или грабящая туристов банда. Местные живут под лозунгом «no stress» и в самом деле, кажется, не парятся вообще ни по какому поводу.
Однажды я взял гида для экскурсии по острову Санто-Антао. Сев на переднее сиденье в его пикапе, я потянулся за ремнём безопасности. Гид остановил меня словами:
— Нет, это не надо!
Я подумал, что не надо, конечно, ведь моя страховка оплачивает репатриацию тела на родину.
Санто-Антао — это единственный остров (вернее, даже его половина), где местные могут заниматься сельским хозяйством: держать скот и выращивать ямс, тапиок (эти культуры на вкус вроде картошки), бананы (маленькие и сладкие), папайю и маракуйю (эти я не попробовал, потому что в январе не сезон). Дело в том, что другие острова иссушаются непрерывным ветром, и дождевые тучи над ними тоже не задерживаются. А Санто-Антао перерезан горами, на северных склонах которых постоянно висят облака и идут дожди. Поэтому здесь шумят леса и буйствует зелень.
На пороховой бочке
На Фого я познакомился с немецкой парой средних лет из Франкфурта. После напряжённого года они решили устроить себе отпуск и отправились на Кабо-Верде на целых два месяца. Мы с ними встретились в гостинице, которую держала прекрасная пара Жозе и Кароль. Гостиница находится у подножия действующего вулкана, и во время последнего извержения в 2014 году лава прошла всего в десяти метрах от их дома.
Пико де Фого извергается каждые 25 лет. Невзирая на это, рядом с ним живёт полторы тысячи человек, которые возвращаются сюда после каждой катастрофы. Почему? Точного ответа я не знаю, но думаю, что здесь просто есть чем заниматься. Вулканическая почва даёт хороший урожай (здесь выращивают, например, виноград, из которого потом делают «Вино де Фого»), куча туристов останавливаются для восхождения на вулкан.
Кроме того, Пико де Фого хоть и выглядит угрожающе, но ядовитых газов не выделяет, огненными камнями не плюётся. Четыре раза в столетие из него выливается лава, которой нужно два дня, чтобы добраться до ближайшего жилья. Так что все успевают уехать в безопасную зону, чтобы вернуться и отстроить свои дома из туфа, который даёт им тот же вулкан.
Перемещаться между островами удобно на самолётах. Местные авиалинии довольно пунктуальны, самолёты удобны, а в полёте вам дадут карамельку, влажную салфетку, печеньки и воду. Правда, дешёвыми билеты не назовёшь: например, получасовой полёт с острова Сантьяго, где находится Прая (столица Кабо-Верде) на Боа Вишту обошёлся мне в 85 евро.
Альтернативу самолётам составляют паромы. Правда, более-менее стабильно паромы ходят только между Сан-Висенте и Санто-Антао (на последнем аэропорт закрыт, так что, туда больше никак не добраться) и по маршруту Браво-Фого-Сантьягу. Остальные линии заточены под перевозку грузов и похвастаться пунктуальностью и регулярностью не могут.
Хотя паром и дешевле (например, с Фого до Сантьягу всего 35 евро), следует иметь в виду, что океан — это всё-таки стихия и испытание. Мне удалось его пережить спокойно (я на всякий случай принял таблетку от укачивания, так что не знаю, помогла мне она или у меня стальной вестибулярный аппарат), а вот некоторые мои попутчики страдали все 3,5 часа пути. Кроме того, паром намного больше зависит от погоды, чем самолёт: при сильном волнении рейс вполне могут отменить.
Передаём за проезд
Прая, как и любая столица, — шумный и грязноватый город, в котором особо нечего делать. В этом, пожалуй, есть и достоинство Кабо-Верде: любой остров можно изъездить вдоль и поперёк за 2–3 дня. Правда, для этого придётся пережить ещё одно испытание под названием «алигуэр», что переводится как «маршрутка».
На самом деле, по любому острову можно ездить и на такси — цена не будет астрономической. А если у вас компания из нескольких человек, то вам и вовсе будет удобно арендовать машину с водителем на целый день. Из того, что я узнавал, такая аренда в среднем стоит около 80 евро.
Но маршрутка — это же колорит! Улыбчивые кабовердийцы (здесь сейчас нет иронии, местные действительно очень дружелюбные и всегда будут рады помочь) окружат вас пятилитровыми бутылями растительного масла, пакетами с ямсом и рисом, и вы помчитесь навстречу приключениям.
Алигуэры обычно отправляются с центральной площади самого крупного города на острове. Между основными населёнными пунктами маршрутки ходят очень часто, а вот в отдалённые деревни, скорее всего, лишь пару раз в день. У алигуэров нет расписания и чётких остановок. Они отправляются, как только заполнятся все сидячие места (на самом деле, это происходит довольно быстро, я ни разу не ждал больше 10–15 минут) и останавливаются по пути везде, где вам нужно. А если вы везёте десятикилограммовый мешок риса, то ещё и зарулят прямо к вашему дому. Цена на проезд обычно в пределах 1–2 евро, только самые отдалённые деревни дороже.
Кстати говоря, дороги на островах в очень хорошем состоянии. Большинство из них вымощены мелкими камешками, асфальтовые же — идеально гладкие без единой выбоины. Это удивительно, ведь, как рассказывал мне Клаудио (владелец апартаментов, в которых я жил на острове Боа Вишта, коренной итальянец, уже семь лет ведущий бизнес на Кабо-Верде), только для того, чтобы привезти на острова технику с континента, нужно 45 миллионов евро. Страшно представить, сколько там стоит построить километр шоссе!
Да, есть подвох
Туристическая отрасль на Кабо-Верде сейчас развивается бешеными темпами. Оно и понятно: «высокий сезон» здесь длится практически круглый год. Не самое лучшее время для посещения островов — август и сентябрь, сезон дождей. Температура здесь всегда одинаковая +25…30 градусов, с океана постоянно дует освежающий ветер, а туч на небе практически не бывает.
Виза ставится в любом международном аэропорту (на Кабо-Верде их четыре). По сути, это просто въездной штамп в паспорт, за который с вас попросят 25 евро (если вы не из «безвизовой» страны). Плюс с января 2019 года каждый прилетающий платит нечто под названием «сбор за безопасность в аэропорту» — 31 евро.
Стоит понимать, что хотя страна и стремится развивать туризм (тем более что источников дохода у Кабо-Верде, в общем-то, немного, а расходник ого-го-го какой, ведь практически все товары, еду, энергоносители приходится импортировать), она только на середине своего пути. Поэтому путешественник, приехавший сюда не на курорт с all inclusive, столкнётся с некоторыми неудобствами, к которым стоит быть готовыми.
Пожалуй, самую большую проблему для меня представлял языковой барьер. Острова были португальской колонией, местные говорят на кабувердьяну — смеси португальского и африканских языков. Здесь понимают португальский и много где французский. Поскольку португальского я выучить не сподобился, а во французском не продвинулся дальше «месье, жё не манж па сис жур», с моим английским мне было тяжело. Впрочем, всегда выручит интернациональный язык жестов и гугл-переводчик.
Перед поездкой стоит запастись наличными, лучше евро. Как я заметил, они имеют почти повсеместное хождение наравне с местной валютой, эшкудо. Банковские карты же чаще всего принимают только местной платёжной системы, иногда ещё Visa. Mastercard в не большом почёте. Курс обмена твёрдый: 1 евро = 110 эшкудо.
Однако при расчёте в евро стоит держать в уме, что многие компании (например, «CVFastFerry» — оператор паромных линий) устанавливают курс 1 к 100, так что расчёты в евро менее выгодные. Ещё нужно помнить, что поменять эшкудо обратно на евро нельзя, а банки берут комиссию за обмен (я менял два раза в разных банках, и оба раза комиссия составила порядка 700 эшкудо).
На островах довольно дорогая еда в магазинах, ведь практически всё приходится импортировать. Кроме того, за овощами, фруктами и рыбой стоит идти на шумный и очень колоритный местный рынок. Магазины на Кабо-Верде обычно предлагают не очень большой набор товаров, а гипермаркеты отсутствуют как явление. Впрочем, практически везде есть небольшие кафе и ресторанчики, обед в которых стоит от 8 до 15 евро на человека.
В туристических местах, особенно на Боа Виште и Сале, торговцы сувенирами и всякой дребеденью (чаще всего это иммигранты из Сенегала) могут быть немного навязчивыми. Но они в целом дружелюбны и не будут вас донимать, если вы скажете твёрдое «нет» деревянным черепашкам, статуэткам и браслетикам из бисера.
И напоследок я скажу…
Встреченная мною в упоминавшейся уже гостинице на Фого француженка, когда мы обсуждали с ней увиденное на Кабо-Верде, сказала, что сейчас, пожалуй, самое подходящее время, чтобы посетить эти острова. Туристический поток уже достаточно значителен для того, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно, но вместе с тем здесь всё ещё можно найти на пляже места, где на километр вокруг тебя не будет ни единой живой души.
P.S. Когда статья уже была готова, я осознал, что ни разу не упомянул Сезарию Эвору. Как известно, текст о Кабо-Верде не может существовать без певицы, которая открыла свою родину всему миру (в том числе и мне). Эвора родилась в Минделу, на Сан-Висенте, а мировая слава пришла к ней уже в зрелом возрасте. Вслед за этим, слава пришла и к Кабо-Верде. Кто знает, может, они бы так и остались точками на карте Атлантического океана, если бы в популярной песне Sodade Сезария не спела о тоске по родной земле Сан-Николау…
Источник: