Современные шиномонтажные автомастерские предлагают своим клиентам массу самых разнообразных услуг. Одна из относительно новомодных – накачка шин азотом. Многие сомневаются в том, что подобная процедура и в самом деле эффективна. В большинстве своем автомобилисты считают ее бесполезной. Впрочем, однозначно на вопрос о пользе такой «заправки» ответить нельзя. Поэтому давайте разбираться вместе.
Первое, что рекомендуют уяснить специалисты, — это то, что услуги по обслуживанию автомобилей — точно такой же бизнес, как и все остальные. А бизнес руководствуется своими законами. Главное – предложить товар или услугу, иначе это сделает кто-нибудь другой и получит определенный доход. Причем предлагают товар или услугу подчас вне зависимости от того, насколько данный товар или данная услуга качественны или полезны. Тем более, что людей всегда привлекает все новое и необычное. Так что азот для бизнеса – то, что нужно!
Именно поэтому предприниматели рекламируют азот направо и налево, уверяя, что ход машины с шинами, накаченными азотом, становится более плавным и мягким. Находчивые бизнесмены объясняют перечисленные «последствия» накачки шин азотом тем, что этот газ легче кислорода. Да и давление, мол, сохраняется в шинах дольше. А происходит это потому, что молекулы азота крупнее молекул кислорода, поэтому они фактически не могут проникнуть сквозь резиновый слой покрышки. Кроме того, азот внутри шин якобы в разы увеличивает срок их службы. Дело в том, что азот равнодушен к влаге и не вызывает коррозии. Если клиент так и не созрел, мастера обычно вытаскивают из рукава последний козырь, услышав который многие тут же тянут руки за кошельками. Оказывается, шины гоночных болидов, участвующих в «Формуле-1», тоже закачивают азотом!
Все это чистая правда, но…. Для начала насчет «Формулы-1». Действительно в шинах гоночных болидов находится азот. Но он там с вполне определенной целью: азот – инертный газ, а значит в случае повреждения машины удастся избежать возгорания, которое может погубить водителя. Только и всего! Никакой другой роли (вспомним о плавности хода, которую рекламируют на станциях техобслуживания) азот в гонках не играет. Однако если вы озабочены пожаробезопасностью, то азот и в самом деле – наилучший вариант.
Впрочем, «продавцы» азота, как следует из вышесказанного, уверяют своих клиентов и во многих других преимуществах азотной накачки. Но спешу вас заверить: любой, кто учился в школе, а главное не прогуливал физику и химию, быстро уложит любого «азотного» бизнесмена на лопатки. Достаточно сказать, что в составе обычного воздуха, которым по старинке еще накачивают шины «непродвинутые пользователи», целых 78% азота. Согласитесь, что это немало. Получается, что автолюбители в прямом и переносном смыслах платят за воздух?
Также не лишним будет вспомнить и о том, что молекула азота действительно больше молекулы кислорода, но всего-навсего на 6%. Возможно, азоту и вправду труднее «улизнуть» наружу, но не стоит забывать и о том, что современные, а особенно качественные покрытия становятся практически непреодолимым препятствием и для обычного воздуха. Как в рекламном ролике: «А если нет разницы, зачем платить больше?». Здесь же ввернем и про давление в шинах, накачанных азотом, которое якобы не меняется, потому как при нагревании (а температура во время движения всегда повышается) азот не так сильно расширяется, как воздух. Некоторые мастера даже утверждают, что проверять давление в шинах, накачанных азотом, один раз в 3 дня, как с обычным воздухом, не нужно. Будет достаточно и одного раза в неделю или вообще после длительной поездки. Посоветуйте таким специалистам еще раз пролистать школьные учебники по физике, где черным по белому написано о том, что коэффициент теплового расширения одинаков для всех газов, а отношение давления к температуре — величина постоянная. Так что преимуществ у азота перед обычным воздухом нет и здесь.
Теперь об увеличении срока службы шин. Не будем отрицать, что азот и в самом деле нейтрален к влаге и не вызывает коррозии. Однако значит ли это, что колеса действительно будут служить дольше? Да, будут, но только внутри. А ведь факторы, влияющие на износ, воздействует не изнутри, а снаружи. Поэтому и диски быстрее ржавеют снаружи. Да и протектор скорее сотрется в хлам прежде, чем что-то там износится внутри. К тому же нити корда упрятаны под толщей резины и не контактируют с воздухом, а потому азот для них абсолютно бесполезен.
Подведем итоги. Мы с вами так и не нашли каких-либо преимуществ в замене «содержимого» шин на азот. Воздух, как оказалось, ничуть не хуже. Да и, что уж скрывать, дешевле. Однако это не относится к гонщикам «Формулы-1». Пусть они и дальше пользуются азотом. У них все же есть резон – пожарная безопасность. Однако, если и вы этим озабочены, то азот, как говорится, – то, что доктор прописал. Как бы то ни было, решать все равно вам. Но и про школьный курс забывать нельзя. Да и народная мудрость в помощь. Говорят же: «Семь раз отмерь – один отрежь!»
Источник: