23 августа 1999 года в Киеве на улице Десятинной справа от Андреевской церкви состоялась церемония открытия памятника героям кинокомедии «За двумя зайцами» Проне Прокоповне Серковой и Свириду Петровичу Голохвастову.
Маргарита Криницына, исполнившая в картине роль Прони Прокоповны, присутствовала на открытии и когда с памятника было снято покрывало, взволнованно проговорила: «Гранд мерси за комплимант!»
Картина «За двумя зайцами», снятая режиссёром Виктором Михайловичем Ивановым по пьесе украинского писателя Михаила Старицкого, который в свою очередь переработал пьесу Ивана Нечуй-Левицкого «На Кожемяках», принесла, Маргарите Кринициной славу, хоть и не ту, о которой она мечтала. А вот успеху в её актёрской судьбе роль Прони Прокоповны навредила. И режиссёры, и зрители стали видеть в Криницыной только комедийную актрису.
Хотя роли Маргарита Криницина играла разные. В её творческой биографии такие фильмы, как: «Свадьба в Малиновке», «Дни Турбиных», «Бумбараш», «Адъютант его превосходительства», «Рождённая революцией», «Старая крепость», «Володя большой, Володя маленький», «Гори гори, моя звезда», «Цыган», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Катя Катюша», «Жнецы», «Святое семейство» «Дипломаты поневоле», «Будем жить» и другие.
Кстати получению актрисой роли в фильме «Предвещает победу» воспротивились известные деятели культуры Украины, которые написали в «Госкино», что Маргарита Криницына не отвечает идеалу украинской женщины — «не вродлива».
Но по идее и не должна отвечать, так как родилась на Урале.
Миллионы зрителей благодарны Маргарите Васильевне за её Проню в «Двух зайцах». Близких же Криницыной эта роль огорчила. По воспоминаниям актрисы дочка ей сказала: «Мам, ты такая страшная!», да и муж не пришёл в восторг: «Это надо было себя так изуродовать!», и, по словам актрисы супруг, старался больше этот фильм не смотреть.
Минусом было и то, что, по словам современников у режиссёра Виктора Михайловича Иванова был вспыльчивый характер, и он почти каждый день доводил Маргариту до слёз.
За съёмочный день, работая над комедией, Криницына получала 13 рублей 50 копеек. Позднее директор повысил ставку до 18 рублей. После завершения съёмок Маргарита Васильевна получила премию в размере 400 рублей. По тем временам это были огромные деньги, но актриса истратила все на мягкие немецкие игрушки для своей дочери.
Маргарита Васильевна Криницына родилась 7 октября 1932 года на Урале в городе Новая Ляля. Отец Василий Криницын был кадровым офицером, поэтому семья скиталась по гарнизонам, переезжая с места на место.
Когда началась война, отец и три её дяди, младший только окончил школу, ушли на фронт. Дети с матерью в тот момент жила в Кирове. Мать пошла работать на военный завод, а дети оставались со своей старенькой бабушкой, приехавшей на подмогу семье дочери из уральского посёлка.
Бабушка была крестьянкой, без всякого образования, всю жизнь, занимавшаяся тяжёлым физическим трудом. Но, несмотря на трудную жизнь, она сумела сохранить душевное тепло, которым щедро одаривала внуков и ещё она никогда не унывала.
Сама Маргарита Васильевна позднее вспоминала так о своей бабушке: «Она была, как говорят, «смешнячка». Неграмотная крестьянка, подорвавшая тяжёлым трудом здоровье, она никогда не унывала, смешная была до безумия. Если приходила откуда-то, обязательно все подробно рассказывала с самыми смешными подробностями».
Вот этот комедийный бабушкин талант и достался внучке Маргарите. Ещё, будучи маленькой девочкой, она любила копировать, пародировать окружающих людей, устраивать розыгрыши.
Отец вернулся с войны и перевёз семью в Молдавию, в город Бельцы, где Маргарита и училась в школе.
После окончания школы по совету подружек, которые говорили ей: «Ты такая смешная – иди в артистки», Маргарита решила отправиться в Москву, хотя в детстве мечтала стать юристом.
Она сразу поступала и во Всесоюзный институт кинематографии и в Вахтанговское училище. Сама она вспоминала, что не умела ни петь, ни танцевать, но делала и то, и другое, чем рассмешила во ВГИКе всю приёмную комиссию. Именно во ВГИКе она и осталась учиться, выбрав профессию киноактрисы. Хотя ей хотелось быть и театральной актрисой.
В Институте кинематографии в то время училось много талантливых юношей и девушек, которые впоследствии стали великими режиссёрами и артистами – гордостью советского кинематографа. Это: Марлен Хуциев, Григорий Чухрай, Татьяна Конюхова, Людмила Гурченко, Алла Ларионова, Николай Рыбников, Нина Гребешкова, Руфина Нифонтова и другие.
Позднее Маргарита Васильевна вспоминала о своих студенческих годах: «Я жила в общежитии на Яузе, под Москвой. На занятия мы ездили электричкой. Правда, на первом курсе во ВГИКе ещё не было своего общежития, поэтому нам снимали хаты в пригороде. В малюсенькой комнатке нас жило шесть девушек! Мебели – почти никакой. Железные кровати да тумбочки».
Когда в мастерской Герасимова и Макаровой на дипломном спектакле «Пётр I» не хватило актёров, Криницыну пригласили на роль боярыни Буйносовой. Комедийный талант Кринициной был замечен уже в те времена. Говорят, что московские режиссёры имели списки актёров, которые могли бы сыграть яркие характерные роли. Фамилии актёров мужчин занимали два листа, а фамилии женщин всего полстраницы: Раневская, Носова, Гурченко, Румянцева, Мордюкова, Копержинская и… Криницына.
К молодой актрисе хорошо относился сам Пырьев и несколько раз рекомендовал её на ту или иную роль. Побывав на её дипломном спектакле, он сказал: «Немедленно пробовать её на Дездемону!» Но Криницына считала себя страшненькой и невезучей. Говорят, что она долго бегала по ВГИКу и кричала: «Ну, какая я Дездемона? Посмотрите на меня!»
Ей совсем ещё молоденькой прекрасно удалась роль Коробочки в «Мёртвых душах Гоголя.
Но для того, чтобы сниматься на «Мосфильме» и на студии имени М. Горького, нужно было оставаться в Москве.
Маргариту Криницыну брали в Театр киноактера, звали на просмотр в Вахтанговский, приглашали в театр Моссовета. Самой Маргарите хотелось в «Современник», но она не решилась подойти к Олегу Ефремову.
И всё сложилось не совсем так, как мечтала юная актриса.
В 1961 году Юрий Чулюкин приступил к съёмкам фильма «Девчата». В роли Нади он видел Маргариту Криницыну, но эта роль досталась Инне Макаровой, так как Маргариту запретило снимать «Госкино». Причина заключалась в том, что она уже жила в Киеве, а в Москве старались брать актрис из Театра киноактера. Юрий Чулюкин бился за актрису, как мог, но ничего у него из этого не получилось.
Учась на четвёртом курсе, Маргарита вышла замуж за талантливого украинского сценариста Евгения Оноприенка («В бой идут одни «старики»), бывшего фронтовика.
Сама Маргарита Васильевна вспоминала: «Свадьбу справили в ресторане «Арагви», в зале на втором этаже. Всем курсом сбросились и пошли отмечать. Кстати, я-то мужа своего, Евгения, отбила у Изольды Извицкой. Правда, она на меня за это не обиделась. Потом на свадьбе была моей дружкой. Помню, подарок был всего один – духи «Сказка». Все остальное потратили на еду. Да и надеть-то мне было нечего. Платье из лёгкой кремовой шерсти мне подарила жена троюродного брата. Правда, ещё, когда я только приехала поступать во ВГИК, она увидела меня в страшных драных полуботинках, с косичками, завернутыми в бублички, и только руками взмахнула. «На, — говорит, — хоть платье пристойное надень». Это платьице, сшитое колокольчиком, я и носила до последнего курса. В нём и на свадьбу пошла. Женя тоже неважно был одет. Помню, мы шли расписываться, я ждала его возле метро. И тут появляется он, в сером костюме, зелёной шляпе и широченном зелёном галстуке. Я аж присела, думаю: «Боже, кто это?» Вот так и началась наша совместная жизнь…»
Евгений Фёдорович Оноприенко тогда учился во ВГИКе на сценарном у Габриловича и получил распределение на Молдавскую студию «Кинохроники», главным редактором. А Маргарита, после окончания в 1955 году, получила распределение в Московский театр киноактёра. И семейная жизнь у молодых поначалу была по переписке.
Позднее Оноприенко получил направление в Киев, а Маргарита не хотела уезжать из Москвы.
Но мужу всё-таки удалось уговорить Криницыну переехать в Киев: «Но как-то Женя пригласил меня в Киев, показал город. «Ты читала Гоголя, вот этот Днепр, посмотри, какая роскошная река!» И я действительно, как посмотрела с этой горы на такую красоту, замерла просто. Боже, какой красивый город! Кстати, переехать в Киев ему помогла знаменитая тогда актриса советского кино Изольда Извицкая, с которой мы были дружны ещё со студенческих лет. Вот так всё и произошло, я осталась, первые годы всё рвалась в Москву, а потом уже и привыкла, и с 1959 года мы постоянно жили в Киеве. Муж мне говорил, не волнуйся, в Киеве откроется такой же Театр киноактёра, будет работа, но он открылся, кажется, лет через 25, открылся, поработали два года, и он, как говорит моя дочь, «щез»…»
Сначала по воспоминаниям Маргариты Васильевны, молодая семья жила в маленькой комнате в коммуналке недалеко от Киностудии им. А. Довженко, за которой в то время сразу начинался пустырь. Там же у супругов родилась дочь Алёнка и позднее им дали опять же комнату, но побольше.
Супружеская жизнь Криницыной складывалась не слишком гладко. Маргарита Васильевна вспоминала о муже: «Женя был несколько резковат по характеру… Когда к кому-то ревновал, становился прямо как тигр. Отелло с ним не сравнится. В гневе выбрасывал вещи с пятого этажа – за окно летели шуба, сапоги, платья. Правда, потом ходил и сам всё собирал. Но я очень терпеливая – меня можно было обижать, но я держалась и тихо сидела. Часто у нас возникали конфликты на бытовой почве. Бывало, Женя и выпивал. Он же фронтовик…»
В 1970 году Маргарита Васильевна снималась в комедии «Меж высоких хлебов», где она замечательно сыграла Тобоську. И у Маргариты начался настолько бурный роман с режиссёром Одесской киностудии Леонидом Миллионщиковым, что она хотела развестись с мужем. Но спустя два месяца выяснилось, что брак с Маргаритой в планы Миллионщикова не входил и они расстались. Криницына сильно переживала.
Но ещё больше страдала Маргарита Васильевна из-за того, что её не брали на драматические роли. Муж актрисы, кинодраматург Евгений Оноприенко специально для Маргариты в 1972 году написал роль Терезы в фильме «За твою судьбу». После того, как Криницыну не утвердили на эту роль, она решила покончить с собой, отравившись ацетоном. В живых она осталась только благодаря тому, что её муж в этот день пришёл раньше времени и успел вызвать врачей. А роль Терезы досталась Елене Козельковой.
В дальнейшем Маргарита Криницына снималась во многих популярных фильмах, но в эпизодических ролях.
Одной из лучших театральных работ актрисы считается роль Аэлиты в спектакле «Женщина с цветком и окнами на север» в Театре-студии киноактёра в Киеве. За эту роль её хвалила критика, но актрисе особенно были дороги восторги зрителей. Потом Маргарита Васильевна ушла из театра.
Но киевляне по-прежнему узнавали и любили актрису. Простые продавцы на рынке всегда уговаривали Криницыну взять любые продукты бесплатно.
Дочь актрисы Алена окончила киноведческий факультет в театральном институте, работала помощником ассистента на студии, где познакомилась с режиссёром Александром Суриным, вышла за него замуж, уехала в Москву, где и стала киносценаристом, как и её отец.
В 1986 году Маргарита Васильевна Криницына бесподобно ярко сыграла острохарактерную роль женщины-жертвы диеты в фильме своего зятя — режиссёра Александра Сурина по сценарию дочери Аллы Криницыной (Суриной) «Мы веселы, счастливы, талантливы».
Затем была ещё небольшая роль в 1991 году в фильме «1000 долларов в одну сторону».
В 1996 году у Маргариты Васильевны случились два микро инсульта, и она какое-то время не могла говорить.
В 1997 году от онкологии ушёл из жизни супруг Маргариты Васильевны, Евгений Оноприенко. Для Криницыной это было большим потрясением.
У актрисы нашли сахарный диабет.
Но на этом беды Маргариты Васильевны не закончились, снова инсульт, на этот раз тяжёлый и актриса оказалась прикованной к инвалидному креслу.
Но у неё хватило сил выжить, в 2003 году Маргарита Васильевна снялась в документальном фильме режиссёра Натальи Соболевой о самой себе «Ах, не говорите мне про любовь».
Осенью этого же года во время съёмок в Киеве новогоднего мюзикла «За двумя зайцами», Алла Борисовна Пугачёва, игравшая в мюзикле Проню Прокоповну, захотела познакомиться с актрисой Маргаритой Криницыной.
На память о встрече Пугачева подарила Маргарите Васильевне колье с изумрудами и бриллиантами за 18 тыс. долларов. Она так же предложила ей перебраться в Москву, но Криницына отказалась.
По хозяйству Маргарите Васильевне помогала родная сестра. Людмила Васильевна Криницына, которая прожила всю свою жизнь в Кишиневе, проработав 30 лет монтажером на «Молдова-фильме». Но когда понадобилась помощь сестре, она приехала в Киев и осталась с ней.
10 октября 2005 года Маргариты Васильевны Криницыной не стало. Похоронили её на Байковом кладбище в Киеве.
Криницына имела награды и звания:
Заслуженная актриса УССР — 1978 год.
Народная артистка Украины — 1996 год.
Лауреат Государственной премии Украины имени А. Довженко (1999; за роль Прони Прокоповны в х/ф «За двумя зайцами»).
Лауреат Специального приза кинофестиваля «Стожары» за вклад в украинское кино – 1999 год.
Кавалер ордена княгини Ольги III степени за весомый личный вклад в развитие национального киноискусства, творческие достижения и высокий профессионализм — 2002 год.
В заключение хочется привести слова Маргариты Васильевны Криницыной, произнесённые ею на открытии памятника. Произнесены они на языке её второй родины, но любой россиянин поймёт их без особого труда:
«… В цей день я хочу побажаты вам, мои ридни, того, до чого я, Проня Прокоповна, стремилась усе свое життя – счастья и любови. Поэтому у меня есть предложение – нехай уси киевские молодожены в день бракосочетания приходят сюды до мого изваяния. И жених громко скаже невесте и усим присутним: "Хай мене болячка скрутит, якщо брешу", а потом хай молодая скаже: "Иду я за вас не за ваши магазины и мерседесы, а по любови"».
(Проня Прокоповна – Маргарита Криницына).
P.S.
Если у кого-то всё-таки возникнут трудности с переводом, то ниже мой собственный. Надеюсь, что перевела верно.
«…В этот день я хочу пожелать вам, мои родные, того, к чему я, Проня Прокоповна, стремилась всю свою жизнь – счастья и любви. Поэтому у меня есть предложение – пусть все киевские молодожены в день бракосочетания приходят сюда к моему изваянию. И жених громко скажет невесте и всем присутствующим: "Пусть меня болезнь скрутит, если я обманываю", а потом пусть молодая скажет: "Иду я за вас не за ваши магазины и Мерседесы, а по любви"».
Источник: