Туристический бизнес в данный момент находится в динамичном развитии. Любой турист может найти для себя «идеальный тур», просто обратившись к туроператору или в турагентство. Но к кому обращаться и в чем разница?Данная статья предназначена для лиц старше 18 летА вам уже исполнилось 18?
Содержание
Понятия «туроператор» и «турагентство»
Как формируется туристический пакет?
Основные отличия туристического оператора от туристического агентства
Участники туристического рынка пытаются всеми мыслимыми и немыслимыми способами заманить потенциального туриста. При выборе туристической путевки люди просто теряются, не всегда понимают, что такое туроператор/турагентство, есть ли разница, к кому обратиться, в чем отличие, есть ли преимущества у одного перед другим.
Понятия «туроператор» и «турагентство»
Туроператор (туристический оператор) — это компания, которая непосредственно занимается организацией, формированием, продвижением и продажей туристического пакета/продукта. Именно он определяет конечную стоимость тура.
Туристический продукт (пакет) — это пакет, то есть комплекс услуг, который предоставляет туристический оператор: размещение в гостинице выбранной категории, перелет/проезд, трансфер, медицинская страховка, услуги гида. В зависимости от выбранного тура и пожеланий туриста, турпакет меняется: можно добавлять услуги или наоборот убирать.
Турагентство (туристическое агентство) — посредник, который продает уже сформированные туроператором туристические пакеты.
Чтобы лучше понять различия между туроператором и турагентством, расскажу более подробнее о их деятельности.
Итак, туристический оператор — это огромный штат людей, целая машина, производящая конечный продукт — турпакет. У туроператора достаточно много задач:
-
выкупить блоки мест у авиаперевозчика на регулярных и/или чартерных рейсах;
заключить договоры на размещения в гостиницах;
договориться с зарубежными перевозчиками или организовать свои трансферы;
придумать новые туристические маршруты, интересные экскурсии.
Туроператору нельзя стоять на месте: если он не будет развиваться, организовывать новые услуги, составлять систему скидок, то он просто не сможет существовать на туристическом рынке. Туроператор несет ответственность не только перед туристом, но и перед туристическим агентством.
Согласно закону «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», на туроператорскую деятельность имеют право юридические лица при определенных условиях.
Во-первых, это наличие финансового обеспечения. Это значит, что все без исключения туроператоры обязаны быть застрахованными.
«Страхование гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта,» — что это значит и что дает туристу? Страхование деятельности туроператора — это некая гарантия того, что в случае банкротства туристу за то, что он не воспользовался туром, вернут часть средств. Часть — это ключевое слово! Потому что на какую бы сумму ни был застрахован туроператор, всем денег не хватит.
Вспомним печальный для туристической индустрии 2014 год. Был на рынке туроператор «Нева», и по страховой сумме находился он в пятерке лидеров. После банкротства пострадавшие туристы получили выплаты, которые составили лишь около 30% от стоимости тура.
Согласно 3 части статьи 41 Закона о туристической деятельности, непосредственные обязанности каждого сотрудника должны соответствовать его специализации. Сведения о туроператорской деятельности можно изучить в Едином федеральном реестре туроператоров. Если туроператор ведет деятельность по выездному туризму, то он должен быть членом в объединении туроператоров по выездному туризму и иметь фонд персональной ответственности.
Как формируется туристический пакет?
Почему у одного туроператора цены на определенный отель ниже, чем у другого?
Размещение. Туроператор перед началом сезона в той или иной стране договаривается с отельерами, сразу выкупает необходимое количество комнат (покупает номера в отеле) либо просто заключает контракт с отелем и оплачивает номера по факту заселения или после сезона. У некоторых операторов есть собственные гостиницы, например, Pegas Touristik является собственником отелей Dessole. Это значит, что оператор сам устанавливает цены в отеле, что существенно снижает стоимость турпродукта в целом.
Авиаперевозка. То же самое с авиабилетами у разных авиакомпаний: на различные направления выкупаются блоки мест в самолете. Чем больше блок (количество мест), тем дешевле будет стоить билет в турпакете. Также некоторые туроператоры владеют собственными авиакомпаниями, например, туроператору TUI принадлежит авиакомпания IFly, что, естественно, позволяет снизить стоимость турпакета на некоторые направления.
Услуги гида. У всех без исключения туроператоров есть гиды. Гиды бывают разные: трансферные гиды занимаются тем, что встречают и провожают туристов из/в аэропорт. С отельными гидами турист встречается в отеле и дает всю информацию по отдыху, экскурсиям. Любой интересующий вопрос можно задать отельным гидам. Гиды-экскурсоводы — те, кто непосредственно проводят экскурсию, рассказывают о стране, месте. У некоторых туроператоров есть гиды, которые создают свою авторскую программу. Такие экскурсии на порядок дороже, но они и намного интереснее обыденных экскурсий.
Трансфер, медицинская страховка, комиссия туристическому агентству, затраты на рекламу и другие немаловажные факторы также влияют на ценообразование готового туристического продукта.
Интересный факт. Томас Кук был первым в мире, кто занялся туроператорской деятельностью, иначе говоря, массовым туризмом. Туроператор Thomas Cook & Son по сей день успешно работает на туристическом рынке. Все потому, что для Томаса в приоритете было качество предоставляемых услуг.
Турагентство занимается реализацией туристического продукта. То есть продает уже готовый турпакет и получает комиссионное вознаграждение от туроператора. От качества работы турагента во многом зависит, насколько довольным от отдыха окажется турист. В целом ответственность турфирмы ограничивается предоставлением подробной информации о туре, правах и обязанностях туриста и туроператора, предоставлением полного пакета документов (если это необходимо) и своевременной оплатой тура. Но представитель турагентства должен быть очень внимательным при подборе тура, просмотреть все возможные варианты, проверить наличие билетов, мест в отеле, сравнить цены на один и тот же тур у разных операторов.
Работа турагента очень важна, так как от внимательности и собранности зависит правильное оформление документов: от заполнения заявки на тур, ввод персональных данных туриста до заполнения документов на визу. Работникам туристического агентства просто необходимо ориентироваться на рынке туристических услуг как рыба в воде. Нужно знать, какой оператор с какими направлениями работает, у кого тур на определенное направление дешевле, где найти самый дешевый билет, у кого самые интересные экскурсии. Всего знать невозможно, но нужно стараться по максимуму быть в курсе всех событий, происходящих в туристическом бизнесе. Для этого турагенты проходят различные семинары, вебинары, отправляются в рекламные туры.
Основные отличия туристического оператора от туристического агентства
Туроператор — организатор тура, турагентство — основные продавцы.
На туристическом рынке работают несколько туристических операторов и множество туристических агентств.
Туроператор — компания, которая работает без перерыва и выходных 24/7, каждый день, без выходных и праздников.
Турагентство более доступно для туриста, чем туристический оператор.
Цена на туристический продукт у турагентства и туроператора практически всегда одинаковая из-за того, что турагентство продает туры на условиях туроператора.
Претензии по качеству предоставляемых услуг и тура можно предъявить и турагенту, и туроператору.
Источник: