В 2020 году все перевернулось с ног на голову: каникулы, уроки, дистанционное обучение… Размышляем, для чего дети все-таки ходят в школу и как этот год повлияет на будущее учебных заведений.Данная статья предназначена для лиц старше 18 летА вам уже исполнилось 18?
Авторитет школы был непререкаем столетиями: никто не сомневался в том, что ходить в школу необходимо, потому что она готовит к дальнейшей жизни, дает важные знания и учит устанавливать социальные связи. Однако чем прочнее ФГОС и остальные сомнительные документы укоренялись в системе, тем меньше значения стали придавать очному образованию в школьных стенах. Сейчас Конституция обязывает родителей или опекунов обеспечить ребенку получение образования, то есть, нельзя просто так взять и не отправить ребенка учиться — в этом случае может дойти даже до лишения родительских прав.
Общему образованию в учебных заведениях есть доступная альтернатива: образование семейное. Выбираете учебную программу и потихоньку вместе с детьми изучаете все, что положено по стандартам. Это сложнее, требует много родительского времени и терпения, и доступно немногим именно из-за специфики, но статистика такова, что с каждым годом все больше семей выбирают эту форму обучения.
И вот здесь встает логичный вопрос: зачем вообще дети ходят в школу? Часто обстановочка там не из лучших: куча домашней работы, обозленные учителя, одноклассники, с которыми не складываются отношения… Может быть, школа — это уже архаизм, обреченный на погибель? Разбираемся, зачем, что и почему.
Школа дает знания
Какие-то знания школа, безусловно, дает. Но как тогда объяснить массовую популярность репетиторов и целых заведений дополнительного образования вроде языковых школ, которые плодятся, как грибы после дождя, и при этом остаются востребованными? Значит, что-то не так со школьными знаниями? Или проблема в учителях, которые не могут научить?
Дело тут, скорее, в другом. Ритм жизни у нас бешеный. Мы ничего не успеваем с самого детства — после 7 уроков бежишь в музыкалку или спортивную секцию, а дома кроме того, что нужно сделать уроки, которым конца и края не видно, хочется еще и поиграть во что-нибудь, почитать, поболтать с родителями, да и по-хорошему, не мешало бы поужинать. И кота погладить. В общем, дел вагон и тележка, причем, не маленькая, а вполне себе увесистая. И это мы еще не упомянули ОГЭ и ЕГЭ, от одной мысли о которых хочется перекреститься. В таком бешеном темпе голова закономерно перестает варить, и успеваемость может упасть — тут в дело вступают репетиторы.
Знания не берутся ниоткуда. Вернее, школьник сам может получить их из учебников, но энтузиастов, которые пролистали бы книгу от начала до конца еще в первой четверти, придется еще поискать. Чтобы систематизировать эту кучу информации и помочь разобраться со всем непонятным, есть педагоги. Быть учителем сегодня — не столько сеять разумное, доброе, вечное, сколько пытаться не потеряться среди огромного количества бумажек и оставить хоть немного сил на то, чтобы чему-то научить детей.
pixabay.com
Знали бы вы, как приходится изгаляться педагогам, чтобы занятия по образовательным стандартам и по факту более-менее совпадали… В общем, это мы к тому, что сегодня учитель, который должен помогать изучать материал, либо старается и делает это из последних сил, либо учит по программе, которую составил лет 25 назад и не парится. Понятное дело, что половина знаний до детей не доходит — даже в самом идеально построенном уроке у замечательного преподавателя может не хватить времени поработать с каждым из 30 учеников по отдельности.
Школа помогает социализации
С этим сложно спорить, но часто социализация бывает неуспешной. Поясняем. Посмотрите на детей на улицах. Посмотрите на своих детей. Загляните в социальные сети и узнайте, что сейчас модно у подростков. Можно обалдеть от того, как все друг на друга не похожи, сколько у детей разных увлечений! Одни вот гимнастикой занимаются, другие играют в компьютерные игры, третьи увлекаются аниме, четвертые — посткроссингом. Они вяжут, лепят, фотографируют, ведут блоги, читают стихи, рисуют и занимаются еще сотней дел — в 2020 году легко себя реализовать, выбрав занятие по душе.
Все это было бы хорошо, если бы не одно но. При таком разнообразии увлечений бывает непросто найти единомышленников. Бывают, конечно, увлечения повальные — какое-то время назад все снимали тик-токи, сейчас практически каждый школьник играет в «Among us», но в целом дети стали как-то быстрее взрослеть, обособляться, выстраивать личные границы. Да, они общаются друг с другом, но если в одном классе все занимаются чем-то одним или хотя бы спокойно принимают сверстников с непохожими увлечениями, можно сообщить в газеты о чуде. Дети есть дети, и они часто проявляют не самые добрые эмоции к тем, кто от них отличается.
Плюс в наше время ну никак нельзя оставить без внимания интернет — вот уж где-где, а там кипит настоящая социальная жизнь. Представьте, что вы ребенок, и вы, скажем, любите наблюдать за птицами. Увлечение у вас такое. Вам повезло, и в школе еще человека 3-4 занимаются этим же, но они все из разных классов, встречаетесь вы редко, да и только с одним из них вам есть, о чем поговорить. Зато в интернете можно найти сотни тех, кто разделит с вами радость наблюдения за новой птичкой, поделится интересными ресурсами и будет рад просто поболтать. В каком-нибудь городском сообществе можно найти с десяток других детей, которым тоже интересно, с которыми можно будет договориться погулять и позаниматься всеми этими подростковыми делами.
Конечно, в классе дети учатся общаться и находить общие темы с теми, с кем, казалось бы, ничего общего их не связывает. Но сейчас дело идет к тому, что дети находят новых друзей где-то за пределами школы.
Школа готовит к жизни
Опять же — и да, и нет. Среди плюсов, которые нельзя оспорить никакими аргументами, — развитие логики, ассоциативных способностей, моторики и в целом, развитие мозга. То есть, все вот эти задачки и уравнения в школе вы решали не для того, чтобы потом спрашивать «когда мне уже пригодится косинус в жизни», а чтобы научиться связывать между собой события, анализировать, строить логические цепочки и все в таком духе. То есть, по идее, школа не просто дает информацию (ее можно и самому из учебника получить), а учит с ней работать. Вот этого у школы не отнимешь.
flickr.com
Но другая сторона монеты покрылась патиной, и каждый год сотни выпускников по всей стране понятия не имеют, что им делать дальше. Логически размышлять и строить выводы они умеют, но не знают ничего о себе и поступают в институты по принципу «меньшее из зол» или «большее из знаний». Так те, кто думал «буду кем угодно, только не учителем», поступают в пед, а прирожденные поэты отправляются в технический вуз, потому что престижно.
Ситуация осложняется еще и тем, что родители как-то яро пытаются контролировать эту часть жизни детей — давят, настаивают, не считаются с мнениями, и в итоге мы получаем поколение разочаровавшихся. Дело в отсутствии профориентации: простейшие тестики «человек-человек» или «определи свой склад ума» уже не катят в мире, где каждый месяц появляется новая профессия. Именно в школе должны проходить занятия, на которых детям буквально пришлось бы познавать себя, чтобы в итоге не тратить полжизни на эти поиски.
Школа учит самостоятельности
Это тоже один из пунктов, который сложно опровергнуть. В начальной школе, конечно, градус самостоятельности только набирает обороты, зато чем старше становятся дети, тем больше самостоятельности они проявляют. Это даже не столько о том, чтобы прийти домой и разогреть обед, сколько о самоконтроле в плане обучения. Записать задание на дом, вспомнить, что в четверг контрольная, выучить стихотворение, сделать домашку без постоянного «иди делай уроки, а то сейчас получишь», в конце концов, научиться спокойно сидеть на уроке — все это маленькие части большой подготовки к взрослой жизни.
Получается, что в современной школе хромает содержательная часть, но все еще неплохо работает формальная. Период дистанционного обучения показал, что дети могут и сами получать знания, тем более, когда под рукой интернет с бесконечным их количеством. Да-да, не удивляйтесь — ученики действительно могут справляться с информационным потоком, но в этом им нужна помощь — кто-то должен направлять, следить за дисциплиной, где-то подсказывать, подталкивать. Именно потому, что школа не могла сделать этого в период самоизоляции, ответственность легла на родителей — вот тут-то и начался самый треш.
Одну самоизоляцию мы уже пережили, но впереди маячит вторая. Как считаете, справитесь? 😉
Источник: